Чему обучают ребёнка в детском саду
Программа «Этих дней не смолкнет слава» - вариативная образовательная программа ДО, разработанная на основе ФГОС ДО, направленная на воспитание патриотизма дошкольников средствами ознакомления детей с образом человека, защищающего Родину, реализуемая в целостном образовательном процессе ДОО. Программа «Этих дней не смолкнет слава» включает соответствующие задачи, сопровождается методическим материалом в составе учебно-тематических планов и примерных конспектов образовательной деятельности, календаря Дней воинской славы, отмечаемых в дошкольном учреждении мероприятий. Цель программы: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ознакомления с героическим прошлым Родины и воинскими подвигами, формирование основ гражданственности в процессе поисково-исследовательской деятельности детско-взрослого сообщества. Практическое применение программы способствует комплексному решению воспитательных, обучающих и развивающих задач при ознакомлении с историко-краеведческим материалом, семейными архивами и реликвиями. |
Программа «Омское Прииртышье» - вариативная образовательная программа ДО, которая разработана на основе требований ФГОС ДО к части, формируемой участниками образовательных отношений.
Цель программы: развитие у детей социально-личностной культуры средствами приобщения их к культурному наследию Омского Прииртышья, знакомства с жизнью и бытом народа, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды. Под Омским Прииртышьем в программе понимается территория, расположенная в бассейне реки Иртыш, совпадающая с административными границами Омской области и имеющая уникальную совокупность природных, экономических и социально-культурных условий. Теоретическую основу программы составляют основные концептуальные подходы и положения: - культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) ориентирует на развитие культуры ребенка, освоение и присвоение знаний, умений, ценностей и норм; - деятельностный подход (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) предполагает, что средством становления и развития субъективности ребенка является деятельность; - личностный подход (л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский и др.) позволяет обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности; - положение (Д.С. Лихачев, И.И. Ильин) о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям. В программе «Омское Прииртышье» выделены следующие разделы: – «Введение в мир природы и экологии Омского Прииртышья»; – «Введение в мир истории и общественных отношений Омского Прииртышья»; – «Введение в мир труда и экономики Омского Прииртышья»; – «Введение в мир культуры Омского Прииртышья»; – «Введение в мир литературы Омского Прииртышья». Программа рассчитана на работу с детьми дошкольного возраста: младшего (2–4), среднего (4–5), старшего (5–7). |
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - вариативная образовательная программа ДО, определяющая новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры.
Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой определяет новые ориентиры в нравственно–патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально–коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития. Данная образовательная программа рассчитана на работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста – с 2 до 7 лет. Оптимальные условия для развития ребёнка – это продуманное соотношение свободной, регламентированной и нерегламентированной деятельности. В процессе НОД сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей. Цели программы: - расширить представление о жанрах устного народного творчества; - показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка; - воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические чувства. Цель может быть достигнута при решении ряда задач: - содействие атмосфере национального быта; - широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок, частушек; - учить рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и театрализованные игры; - знать и различать народное искусство, как основу национальной культуры. |
Программа развития математических представлений у дошкольников «Математические ступеньки» - вариативная образовательная программа ДО, ориентированная на развитие математических способностей детей 3-7 лет.
Содержание программы ориентировано на развитие математических способностей детей 3-7 лет, которое осуществляется в двух направлениях: - систематизация и учет математических знаний, полученных из разных источников (игра, общение и т.д.); - организация работы с детьми по освоению содержания программы. Содержание программы отражает одно из направлений образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» и включает не только работу по формированию первоначальных представлений о количестве, числе, форме, размере, пространстве и времени, но и предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности. Цель программы: приобщение к математическим знаниям, накопленным человечеством, с учетом возрастных особенностей детей 3-7 лет в соответствии с требованиями Стандарта. Задачи программы: - раскрывать основные направления математического развития детей 3-7 лет; - создавать благоприятные условия для формирования математических представлений, теоретического мышления, развития математических способностей; - вводить ребенка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим миром, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование, с помощью проектного метода; - формировать основы математической культуры (систематический и целенаправленный процесс освоения ребенком математической культуры, необходимой ему для успешной социальной адаптации); - формировать предпосылки к учебной деятельности, которые позволят успешно освоить школьную программу; - способствовать умственному развитию ребенка, развивать психические процессы (внимание, память, мышление), потребность активно мыслить; - развивать логические формы мышления, приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, моделирование); - учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и др.) - формировать графические и конструктивные умения и навыки (плоскостное моделирование); - воспитывать инициативность, самостоятельность; - обеспечивать возможность непрерывного обучения в условиях образовательной организации; вариативность и разнообразие содержания программы и форм ее усвоения; - повышать компетентность педагогов, родителей в вопросах математического развития ребенка. |
В соответствии с ФГОС ДО данная парциальная образовательная программа направлена на развитие детей дошкольного возраста в образовательной области «Речевое развитие», предназначена для обучения дошкольников грамоте и профилактике нарушений письменной речи в дальнейшем, учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей и членов их семей.
В соответствии с данной программой начинать обучение дошкольников грамоте можно как в четыре года, так и в пять-шесть лет. Процесс обучения грамоте условно делится на четыре периода. Трем периодам обучения грамоте предшествует предварительный добукварный период.
Цель программы: обучение грамоте детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет.
Задачей программы можно считать овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности, дает возможность сформировать у детей все психические процессы.
Кроме того, программа имеет в своей основе также следующие принципы:
• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
• принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
• принцип постепенности подачи учебного материала.
Выполнение задач, поставленных программой, обеспечивается благодаря интеграции усилий педагогов и семей воспитанников.
Тематическое планирование образовательной деятельности представлено в парциальной образовательной программе.